За основу был взят Фиат-124 1966 года. Конструкция была изменена с учётом советских реалий — поднят дорожный просвет, усилена подвеска, а также кузов. вместо дисковых тормозов поставили барабанные они легче переносят загрязнение и дольше служат, установлена рукоять завода двигателя . появилось внешнее зеркало заднего вида, ручки дверей утопленными. Была поменяна конструкция двигателя Жигули ВАЗ-2101
Первый Жигули ВАЗ-2101 в музее АвтоВАЗа
19 апреля 1970 года с основного конвейера Волжского автомобильного завода был выпущен первый автомобиль Жигули ВАЗ-2101.
автомобиль Жигули ВАЗ-2101 - первый представитель всей классики ВАЗов. Жигули ВАЗ-2101 и последующие вариации обрели превосходную адаптацию к дорожным реалиям СССР. Двигатель Жигули ВАЗ-2101 стал более прогрессивным, по сравнению с Фиат-124 , благодаря верхнему расположению распредвала в головке блока цилиндров. Подвеска была переработана и усилена. Наиболее видоизменился вариант кузова ВАЗ 21011 (1974 год). Кузов получил более удобные передние кресла и передовые устройства управления, и не мало важно пепельницы, которые из задних подлокотников были вынесены на панель задней двери. Жигули ВАЗ-2101 была оснащена более сильным 69-лс мотором, с объемом 1,3л. Изменилась решетка радиатора. Бамперы Жигули ВАЗ-2101 стали делать без клыков и по всей длине расположили резиновые накладки.
На стойках кузова Жигули ВАЗ-2101 позади, расположили вытяжную вентиляцию салона. Стоп-сигналы и поворотники приобрели отражатели. На Жигули ВАЗ-2101 стали ставить сигнальный свет заднего хода.